сем привет! Сегодня поговорим о бизнесе. Если хотите открыть свое дело, то наверняка рассматриваете вариант франшизы. На рынке масса предложений интересных и оригинальных проектов. Но выбирайте аккуратно, часто в красивую упаковку кладут пустышку. Разбираемся в правилах безопасности при выборе франшизы.

Бизнес – это трудно

Для начала усвойте правило, что в предпринимательстве нет простых ниш. В любой случае придется рисковать, вкладывать средства, работать. Да, именно работать. Забудьте словосочетание «пассивный доход». В большинстве случаев в бизнесе надо пахать и пройдет несколько лет, прежде чем будете с легкостью получать деньги.

Если выбираете франшизу с желанием легкого способа заработка, то вы близки к краху. Работать все равно придется. Предстоит тщательно вникать в процессы. Никакая продуманная франшиза не будет действовать без контроля.

Многие, насмотревшись сетевых бизнес-тренеров, пребывают в уверенности легкого заработка. Приходят на рынок франшиз, верят обещаниям и вкладывают заемные деньги в первые попавшиеся проекты. Как правило, где гарантируют огромную отдачу при минимальных вложениях.

Увы, так не бывает. Если идете в бизнес, то приготовьтесь к труду.

Почему франшизы опасны?

Тут похожая причина. Организаторы франшизы хотят легких денег. Их убедили, что эффективнее не развивать бизнес, а запаковывать франшизу. Открыл предприниматель бургерную. Поработал пару месяцев и спешит продавать франшизу кафе.

За два месяца невозможно понять финансовые показатели предприятия. Более того, если бизнес сезонный, то нельзя прогнозировать спады активности клиентов. Проще говоря, невозможно предоставить корректные финансовые показатели.

Но проще объявить предприятие франшизой и начать продавать. Потому что покупатель есть. В одно время я оказывал консалтинговые услуги компании, которая продавала разработанные бизнес-идеи. Я изучал работу отдела продаж и удивился, что каждый второй хотел идею, которая без усилий принесет большие деньги.

На ловца и зверь бежит. Неудивительно, что все продают франшизу. Спрос рождает предложение. Более того. Я встречал компании, которые продавали франшизу бизнеса, которого не было в реальности. Вы правильно прочитали. Ушлые люди организовали компанию и продавали франшизу, выдумывая показатели доходности. Поэтому при выборе стоит проверить некоторые факторы.


Реальность дела

Некоторые предложения на рынке просто фантазийные. Например, однажды мой приятель заинтересовался франшизой проекционной рекламы. Это уличная реклама с помощью проектора. Специальный аппарат выводит изображение и видео на городские стены. Работает это только в темное время суток.

Предложение было интересным. Вложения, вместе с покупкой франшизы, оценивались в 300-400 тысяч рублей. Сам процесс обещал быть неприхотливым. Организаторы обещали всяческую поддержку в организации, разрешениях и техническом процессе.

Приятель стал копать глубже и выяснил кучу интересных моментов. Не все стены и не все улицы подходят для проекторов. Хорошее оборудование с четкой картинкой выходит под 1 миллион рублей. Не все города дают разрешения на подобный бизнес, а зачастую администрация против. Чтобы подготовить стену к проекции ее надо покрасить в белый. Это дорого и нужны разрешения жильцов и администрации.

В общем оказалось, что организация бизнеса была тяжелой и большинство вопросов вовсе не решить. Поэтому не верьте написанному, изучайте вопрос, ищите экспертов. Представьте, что самостоятельно организовываете дело. Прозвоните контролирующие органы, поставщиков, опросите потенциальных клиентов. Возможно, вам пытаются продать пустышку.

Изучите показатели

Запросите финансовые показатели компании. Потом лучше купите консультацию у бухгалтера. Опытный и независимый эксперт легко найдет противоречия. Дальше задайте вопросы продавцу. В целом не рассматривайте франшизу, которой меньше года. Повторюсь, что для построения бизнес-процессов требуется 1-2 года.

Поговорите с другими франчайзи

Найдите покупателей франшизы. Подозрительно, если продавец не предоставляет такие данные. На моем пути была компания по производству резиновой плитки. Они не давали контакты покупателей франшизы. Не удивительно, что компания разорилась, а франчайзи подавали на организаторов в суд.

Пока не увидите, как франшиза работает в реальности у других, не стоит ее покупать. Также обязательно выясните есть ли представители в вашем городе. Как-то одна компания мне говорила, что представителей в моем городе нет, но это была неправда. И я знал, что двум подобным бизнесам в одном месте будет тесно.

Если на сайте есть позитивные отзывы покупателей, то свяжитесь с ними. Проверьте есть ли на самом деле такие люди.

Изучите документы

Банальный совет, но эффективный. Попросите договор продажи. Возьмите консультацию юриста и пробегитесь по документам. Возможно ваши права никак не защищены, а продавец франшизы максимально закрыт от претензий.


Задавайте много вопросов

Вы покупаете не буханку хлеба, а бизнес. Не стесняйтесь вопросов. Представьте внутри головы весь процесс работы бизнеса. Выпишите на бумагу любые непонятные моменты. И спрашивайте. При запуске дела в вашей голове не должно быть белых пятен.

Изучите отзывы о продавце

Лучше всего получить доступ к базе СПАРК. В ней найдете исчерпывающую информацию о юридическом лице: доходы, расходы, выручка. И сравните с финансовыми показателями, которые публикуют в открытом доступе.

Также советую изучить сайт kad.arbitr.ru. Здесь список судебных разбирательств. Возможно, продавец погряз в судебных разбирательствах с другими франчайзи. Зачем вам такой партнер?

Ну и полазьте в Google и Яндекс. Обычно недовольные покупатели охотно оставляют негативные отзывы. Возможно прольете свет на продавца, но будьте осторожнее. Негатив может быть заказным. Лучше связаться с автором отзыва.

И помните, что бизнес – это труд.