Вокруг много рекламы про то, что не стоит работать на дядю. Инфобизнесмены заполняют информационное пространство советами по «открытию» своего дела. Но, в большинстве случаев, это мотивационная накачка. Сегодня расскажу про ошибки, которые допускают многие предприниматели. Некоторые после них закрывают свое дело, а другие становятся умнее.

Любовь и бизнес живут три года

Бизнес — это не только идея. Многие думают, что достаточно открыться, снять офис, сделать сайт и нанять персонал. А дальше просто работай и успех придет. Обычно так говорят все эти бизнес-тренеры из социальных сетей.

Но реальность жестока. По статистике 97% представителей малого бизнеса закрываются в первые три года работы. Многим известна фраза писателя Бегбедера о том, что любовь живет три года. Вот с бизнесом такая же история.

Но провала можно избежать, если соблюдать правила финансовой грамотности. Давайте рассмотрим основные подходы, которые помогут остаться на плаву дольше, чем 36 месяцев.

Рост продаж не всегда приводит к росту прибыли

Вроде бы все логично: больше продаешь, а значит, больше получаешь. Но в реальности далеко не так. Вот открыли вы магазин и торгуете пивом. В месяц чистыми получается 100 тысяч рублей.

В голове поселяется мысль, что надо открыть еще 4 магазина, чтобы получать в месяц 500 тысяч рублей. Начинается поиск денег на открытие новых точек. Процесс запускается, и вот у предпринимателя уже 5 точек по всему городу. Выручка выросла, вроде бы все хорошо, но чистая прибыль осталась на уровне 100 тысяч, а может и меньше.

Так происходит, потому что с открытием новых магазинов, выросли расходы:

  • Ремонт и аренда помещений;
  • Зарплата новым сотрудникам;
  • Закупка товара;
  • Маркетинговая поддержка.

То есть расходы возросли, но новые магазины не полностью повторяют результаты первого. Где-то продаж меньше, где-то аренда выше и т. д. В итоге появилась сеть, выручка стала больше, но чистая прибыль осталась такой же.

Поэтому перед масштабированием учтите дополнительные расходы. Проводите маркетинговые исследования и не старайтесь сразу сделать огромную сеть.

Не разделять личные деньги и деньги бизнеса

Когда открываешь бизнес, то это ради того, чтобы в кошельке было больше купюр. Это справедливо, но надо учитывать интересы государства и партнеров. Поэтому, если на расчетном счете лежит хорошая сумма денег, то это не значит, что ее можно положить себе в карман.

Деньги бизнеса в первую очередь должны покрывать обязательства:

  • Закрыть долги перед контрагентами;
  • Выплатить зарплату;
  • Закрыть операционные расходы;
  • Заплатить налоги.

Если с этим все в порядке, то остальное можно забрать себе. Но большинство не соблюдает эти правила. Сразу покупают машину или хорошо отдыхают, а когда надо закупить товар или выплачивать зарплату, то в кассе нет денег.

Не следить за дебиторкой

Есть такое понятие — дебиторская задолженность. Это когда бизнес прибыльный по бумагам, но в реальности денег нет. Так бывает довольно часто. Например, вы поставляете пиво с супермаркеты. Скорее всего, товар примут без моментальной оплаты, а с отсрочкой. То есть вы сделали поставку, а по договору деньги придут через 20 дней. Многие делают отгрузки, но не следят, чтобы деньги поступали на счета бизнеса.

Ну а контрагенты, если их не торопят, не спешат производить оплату. Поэтому нужно контролировать отношения с контрагентами. Не теряйтесь и следите, чтобы деньги вовремя возвращались в бизнес. Некоторые компании ставят KPI менеджерам по продажам в виде возвращенных денег, а не в количестве продаж.

Не планировать расходы и доходы

Встречается очень часто. Собственник смотрит только на расчетный счет. Там вроде бы лежит хорошая сумма денег, так почему ее не потратить? Например, сделать ремонт в офисе или увеличить рекламный бюджет.

Через неделю приходит срок зарплаты или арендного платежа, а в кассе денег нет. Такое бывает, когда нет контроля расходов и доходов. Всегда нужно знать, сколько денег можно потратить прямо сегодня и когда на счету будут новые поступления. Для этого делают специальный календарь, чтобы всегда знать расходы и доходы.

В общем, если открываете бизнес, то учтите эти моменты. Мотивация — это хорошо, но без финансовой грамотности не обойтись. Конечно, если все это знать, то все равно будут ошибки. Но, хотя бы, будете знать причины, а когда известны причины, то выход найти проще.